Абоненты мобильных сетей с каждым новым днем сталкиваются с мистическими происшествиями: незаметная кража денег с телефонного счета набирает новых размахов.
Медленно, но неуклонно растет число людей, заметивших странное исчезновение денег. Но это пока единицы из тысяч потенциальных жертв. «Похудения» балансов тех карточек, которые долго пылились в столах и шкафах, обсуждают многие блогеры. В качестве утешительного приза пострадавшим от такой несправедливости, а, что главное, своевременно заметившим и обратившимся, куда надо, операторы возвращали денежные компенсации. Особо настырным абонентам, которые никак не могли угомониться и все пытались докопаться до истины даже по возврате денег, дарили бонусные пакеты бесплатных минут или льготные SMS-сообщения.
Ядро проблемы
Если кто-то еще не в курсе, «воровская акция» стартовала примерно с конца 2011. В то время на пике популярности находились уже «полюбившиеся» многим абонентам схемы обмана с отправкой сообщения на короткий номер. Но шарлатанов быстро разоблачали, и, дабы был хлеб и к хлебу на столе, приходилось придумывать что-то новенькое. Тогда и зародилась идея о якобы «регистрации» на сайтах, вместо чего на самом деле невнимательный человек подписывался на дорогой контент, деньги за который снимались с мобильного счета. А сейчас над абонентами всех мобильных провайдеров нависла новая беда. Речь идет о несанкционированной подписке, когда деньги исчезли, а при этом абонент никаким образом (даже путем обмана) не давал предварительного согласия на подписки. Да он даже и не знал, что у него появилась такая подписка, пока не вставил в телефон симку, валявшуюся где-то за диваном пару месяцев. «Такое возможно?» — спросите вы. Многие утверждают, что да.
Техническая сторона «трюка»
Система авторизации (подтверждение того, что вы не являетесь ботом, при регистрации на новом для вас сайте через получение бесплатного сообщения из короткого номера с кодом) широко используется в качестве эффективной защиты пользователя от мошенников (в банковской сфере это обычное дело). Таким образом, в теории, просто невозможно подписать на что-либо абонента без его ведома, ведь «подопытный» должен совершить хоть какое-то действие из своей сим-карты, служащее подтверждением типа: «Да, я готов платить вам кругленькие суммы за ненужные подписки». Например, он мог бы нажать на ту же какую-то специфическую ссылку при входе со своего номера, отправить сообщение на определенный номер или хотя бы ввести код, полученный на свой телефон, в соответствующее поле сайта мошенников. Проще говоря, контентщик (он же и есть главный «доильщик» наших с вами балансов) должен не просто знать номер вашего телефона. Чтобы подключить кого-либо к подписке, он должен получить минимальное подтверждение с вашей стороны на готовность оплачивать «полезные» рассылки. Ведь если бы мошенникам всего-навсего нужны были номера абонентов, в мире сотовой связи давно бы царил хаос, и каждый из нас был бы неволей подписан на «ценный контент».
Главная проблема в том, что воров-то невозможно вычислить. По крайней мере, никто этим не занимался. Если даже обращаться в центры поддержки с жалобой и просить выдать статистику активности сим-карточки (где контентщики обязательно должны были бы оставить хоть какой-то след), картина ясней не станет. На отчетах не зафиксировано ни одного действия с конкретной SIM-карты (не удивительно, ведь карта долгое время совсем не была подключена), не замечено бесплатных входящих сообщений (которые, по логике вещей, должны были передать код для дальнейшего введения на сайтах), зато неоднократные списания со счета происходят регулярно, в конце месяца.
Любителям логически поразмышлять есть над чем задуматься. Сами посудите: сим-карта в телефон долго не вставлялась, а наши гипотетические неполученные SMS хранятся при выключенном телефоне трое суток. Если бы владелец SIM-карты таки получил SMS-сообщение с кодом, то он гарантировано нашел бы метки об этом сообщении в детализированном отчете. А так – пусто… Значит, жертвы не врут.
Что интересней всего, сами мобильные операторы, которые должны были бы как-то бороться с мошенниками, почему то не принимают никаких мер. Единственное, что они пока могут предложить, – вышеупомянутая компенсация пострадавшему и включение функции запрета для этого абонента принимать сообщения с коротких номеров. А это, в первую очередь, значит, что множество сервисов (полезных и не очень) потеряют свою популярность из-за вынужденного перехода на длинные полноценные номера, если их сообщения будут блокироваться и не доходить до абонентов. Вы не получите и не отошлете отныне SMS вашему банку, чтобы проверить состояние счета, оплатить коммунальные услуги или элементарно пополнить счет мобильного телефона вам тоже не удастся. Единственный выход – стоять в километровых очередях у окошечка банка или воспользоваться популярными платежными системами типа WebMoney. Да, теперь пополнить Life или осуществить пополнение счета Kyivstar станет немного непривычным, но, по крайней мере, уж точно безопасным. И все благодаря «властелинам ценного контента»…